Омские муниципальные библиотеки получили в подарок раритет
10 репринтных изданий «Сказ о Ермаковом походе» презентовал внук автора Георгий Вяткин.
Поэму Георгия Вяткина «Сказ о Ермаковом походе» впервые напечатали в журнале «Сибирские огни» в 1927 году. Спустя год произведение вышло отдельным изданием, дополненным исторической справкой о причинах похода, обстоятельствах, участниках, результатах и значении для страны.

Это издание представляет собой не только литературную, но и историческую ценность, ведь в поэме автор обращается к одному из важнейших моментов в истории сибирского края – к походу дружины атамана Ермака, итогом которого явилось присоединение Сибири к России. Георгий Вяткин подошел к решению своего поэтического замысла очень ответственно. Он тщательно изучал книжные источники, ездил в Тобольск, где работал в архиве библиотеки Тобольского музея. Одновременно он знакомился с ермаковскими местами в окрестностях этого сибирского города. Вяткину было известно почти все, что написано в поэзии о легендарном атамане, начиная с популярной думы Рылеева и кончая стихотворением никому неизвестного поэта из Томска. В поэме «Сказ о Ермаковом походе» соединились поэтический вымысел и исторические факты. Все в поэме подчинено главной задаче – показать простой народ, казачью вольницу.

В качестве справки приведена глава «Ермак, покоритель Сибири» из книги Александры Ешимовой «История России в рассказах для детей». Творчеством этой писательницы восхищался сам Александр Пушкин. Утром 27 января 1837 г. в день своей дуэли он писал Александре Осиповне: «…Сегодня нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот так надобно писать».

Эта книга – своего рода приглашение оправиться вместе с Ермаком в поход, который начался в сентябре 1581 года на лодках с парусами и гребцами, с некоторым запасом продуктов, а также с холодным и огнестрельным оружием, по рекам, водопадам, волокам от одной реки к другой, через горы, среди диких лесов, где нет поселений.

Сказано

Омские библиотекари поблагодарили внука автора за такой замечательный подарок: «Выражаем благодарность Андрею Евгеньевичу Зубареву, внуку поэта, инженеру и литератору за репринтные издания, безвозмездно переданные в фонды омских муниципальных библиотек. Благодаря новым книгам еще больше омичей смогут познакомиться с творчеством талантливого земляка».


В библиотеках расскажут о безопасности на дорогах
Мероприятия, посвященные этой теме, приурочены сразу к двум датам: Дню светофора и 85-летию ГИБДД.
К Международному Дню светофора, который отмечается 5 августа сотрудники зала патентно-технической документации Омской государственной областной научной библиотека имени А. С. Пушкина подготовили занимательную онлайн-викторину «Дорожная безопасность: Водитель. Пассажир. Пешеход». Цифровая головоломка поможет заглянуть в историю безопасности на дороге, вспомнить дорожные знаки, разобрать «путевые» ситуации, дополнить и укрепить знания по Правилам дорожного движения.

Кроме того, в этом году 3 июля исполнилось 85 лет с момента образования службы ГАИ-ГИБДД. Задача работников Госавтоинспекции (ГАИ) - обеспечивать безопасность дорожного движения, бороться за снижение травматизма, убеждать пешеходов и водителей в необходимости соблюдать правила дорожного движения (ПДД) и заботиться об удобстве передвижения.

Посетители «Пушкинки» могут ознакомиться с тематическими изданиями можно на выставке, приуроченной к 85-летию со дня образования службы ГАИ-ГИБДД и Международному дню светофора. Вход на выставку свободный в часы работы библиотеки, а располагается она на 2 этаже, в аудитории 204 А.

Справка

Самый первый светофор изобрел в XIX веке британец Джон Найт – специалист по дорожным семафорам. Светофор-первенец бы установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента и управлялся вручную, а в темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зеленого цвета. Но газовый фонарь взорвался. После этого о светофоре забыли почти на 50 лет – до 1910 года, когда Эрнст Сиррин из Чикаго разработал и запатентовал первую автоматическую систему светофоров, способную к переключению без непосредственного участия человека. 5 августа 1914 года в американском городе Кливленде появился первый предшественник современных светофорных устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.

На сегодняшний день светофор играет важную роль в регулировке дорожного движения. С его помощью устанавливается порядок на улицах: пешеходы могут спокойно переходить проезжую часть, а машины осуществляют движение по правилам и не стоят в пробках.

Made on
Tilda